Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров:  

Счет опор ведется от передней части двигателя:Сборка двигателя ВАЗ-2101

Порядок затягивания болтов головки цилиндров:Сборка двигателя ВАЗ-2101

Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного валаСборка двигателя ВАЗ-2101

Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров:

Метки указаны стрелками.Сборка двигателя ВАЗ-2101

 

Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников

1 – метка на звездочке; 
2 – метка на корпусе подшипниковСборка двигателя ВАЗ-2101

 

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде, и заверните отсутствующие шпильки.

2. Вымытый и очищенный блок цилиндров установите на стенде, и заверните отсутствующие шпильки.

3. Уложите в гнездо среднего подшипника и в его крышку вкладыши без выточки на внутренней поверхности, а в остальные гнезда и соответствующие крышки – вкладыши с выточкой (с 1987 г. нижние вкладыши коренных подшипников устанавливаются без выточки на внутренней поверхности).Сборка двигателя ВАЗ-2101

Предупреждение

Цилиндры двигателя, а также поршни и сальники, вкладыши подшипников и упорные полукольца коленчатого вала перед установкой смажьте моторным маслом.

4. Уложите в коренные подшипники коленчатый вал и вставьте в гнезда задней опоры два упорных полукольца

 

 

5. Установите крышки коренных подшипников в соответствии с метками (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров).

Предупреждение

 Крышки коренных подшипников устанавливайте в прежний блок. Для этого блок цилиндров и принадлежащие ему крышки помечены одинаковым условным номером (см. рис. Метки на крышках коренных подшипников и условный номер блока цилиндров, и рис. Маркировка размерной группы цилиндров на блоке и условного номера блока цилиндров). Упорные полукольца устанавливайте выемками к упорным поверхностям коленчатого вала, причем с передней стороны задней опоры ставьте сталеалюминевое полукольцо, а с задней стороны – металлокерамическое (желтого цвета).

6. Наденьте на фланец коленчатого вала прокладку держателя сальника, а в гнезда держателя вложите болты крепления передней крышки картера сцепления. Наденьте держатель с сальником на оправку 41.7853.4011 и, передвинув его с оправки на фланец коленчатого вала, прикрепите к блоку цилиндров (стрелками указаны выступы для центрирования держателя относительно фланца коленчатого вала).Сборка двигателя ВАЗ-2101

7. Установите по двум центрирующим втулкам переднюю крышку 6 (см. рис. Снятие маховика) картера сцепления.

 

 8. Установите маховик на коленчатый вал так, чтобы метка (конусообразная лунка) около обода находилась против оси шатунной шейки четвертого цилиндра, заблокируйте фиксатором А.60330/R маховик и прикрепите его болтами к фланцу коленчатого вала.

9. С помощью втулки из набора А.60604 вставьте в цилиндры поршни с шатунами. В наборе имеются втулки номинального и ремонтных размеров поршней. Поэтому необходимо подобрать втулку, пригодную для данного размера устанавливаемого поршня. Можно применять также регулируемую втулку 67.7854.9517.Сборка двигателя ВАЗ-2101

 

 

Предупреждение

 Отверстие для пальца на поршне смещено на 2 мм, поэтому при установке поршней в цилиндры метка «П» на поршнях должна быть обращена к передней части двигателя.

10. Установите вкладыши в шатуны и крышки шатунов. Соедините шатуны с шейками коленчатого вала, установите крышки и затяните шатунные болты.

11. Установите на коленчатый вал звездочку. Установите валик привода масляного насоса и закрепите упорным фланцем.

12. Установите по двум центрирующим втулкам на блоке головку цилиндров с прокладкой, с выпускным коллектором и впускным трубопроводом.

13. Затяните в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания болтов головки цилиндров) в два приема болты крепления:
      – предварительно моментом 33,3– 41,16 Н·м (3,4–4,2 кгс·м) болты 1–10;
      – окончательно моментом 95,94–118,38 Н·м (9,79–12,08 кгс·м) болты 1–10 и моментом 31,36–39,1 Н·м (3,2–3,99 кгс·м) болт 11.

14. Поверните маховик так, чтобы метка на звездочке коленчатого вала совпала с меткой на блоке цилиндров (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров).

15. Установите звездочку на распределительный вал, собранный с корпусом подшипников, и поверните вал так, чтобы метка 1 на звездочке находилась против метки 2 на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).

16. Снимите звездочку и, не изменяя положения вала, установите корпус подшипников на головку цилиндров и закрепите, затягивая гайки в определенной последовательности (см. рис. Порядок затягивания гаек корпуса подшипников распределительного вала).

17. Установите на головке цилиндров успокоитель цепи.

18. Установите цепь привода распределительного вала:
      – наденьте цепь на звездочку распределительного вала и введите в полость привода, устанавливая звездочку так, чтобы метка на ней совпала с меткой на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников). Болт звездочки не затягивайте до упора;
      – установите звездочку на валик привода масляного насоса, также не затягивая окончательно болт крепления;
      – установите башмак натяжителя цепи и натяжитель, не затягивая колпачковую гайку, чтобы пружина натяжителя могла прижать башмак; заверните в блок цилиндров ограничительный палец цепи;
      – поверните коленчатый вал на два оборота в направлении вращения, чтобы обеспечить нужное натяжение цепи; проверьте совпадение меток на звездочках с метками на блоке цилиндров (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке коленчатого вала с меткой на блоке цилиндров) и на корпусе подшипников (см. рис. Проверка совпадения установочной метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников).;
      – если метки совпадают, то, заблокировав маховик фиксатором А.60330/R (см. рис. Снятие маховика), окончательно затяните болты звездочек, колпачковую гайку натяжителя цепи и отогните стопорные шайбы болтов звездочек; если метки не совпадают, то повторите операцию по установке цепи.

19. Отрегулируйте зазор между кулачками распределительного вала и рычагами привода клапанов.

 20. Установите крышку привода распределительного вала с прокладкой и сальником на блоке цилиндров, не затягивая окончательно болты и гайки крепления. Оправкой 41.7853.4010 отцентрируйте положение крышки относительно конца коленчатого вала и затяните окончательно гайки и болты ее крепления (стрелками показаны выступы для центрирования крышки относительно ступицы шкива коленчатого вала).Сборка двигателя ВАЗ-2101

 

 

 

21. Установите шкив коленчатого вала и заверните храповик.

22. Смажьте маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и установите фильтр, вручную привернув его к штуцеру на блоке цилиндров. Установите маслоотделитель вентиляции картера, крышку сапуна и закрепите фиксатор сливной трубки маслоотделителя.

23. Установите масляный насос и масляный картер с прокладкой.

Установите насос охлаждения жидкости, кронштейн генератора и генератор. Наденьте ремень на шкивы и отрегулируйте его натяжение.

24. Установите на головке цилиндров подводящую трубку радиатора отопителя и выпускной патрубок. Прикрепите к насосу охлаждающей жидкости и выпускному коллектору отводящую трубку радиатора отопителя.

25. Установите датчики контрольных приборов.

26. Установите шестерню привода масляного насоса и распределителя зажигания. Установите распределитель зажигания и отрегулируйте момент зажигания. Заверните свечи зажигания, установите на них ключ 67.7812.9515 и затяните динамометрическим ключом.

27. Установите топливный насос (см. подраздел 4.1.3).

28. Установите карбюратор, присоедините к нему шланги и закройте его технологической заглушкой.

29. Установите крышку головки цилиндров с прокладкой и кронштейном топливопровода.

30. Залейте масло в горловину на крышке головки цилиндров.

 

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ