Головка блока цилиндров (ГБЦ) снимается обычно для замены прокладки или блока, или ремонта механизма клапанов поршневой группы или самой головки. Необходимость снять ГБЦ может возникать также в случае тюнинга двигателя или полной разборки мотора.
Данная работа проводится на смотровой яме или эстакаде.
КАК СНЯТЬ ГБЦ НА ВАЗ 2109 — ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ:
Отключите «минусовую клемму» от АКБ.
Слейте охлаждающую жидкость в пластиковую тару.
Отключите от выпускного коллектора приемную трубу.
Теперь демонтируйте ресивер вместе с дроссельным узлом (ВАЗ-2111), или карбюратор в случае с (ВАЗ- 21083), а также впускной и выпускной коллекторы (снять ГБЦ и без снятия коллекторов).
На ВАЗ-2111 необходимо отключить «массовые» провода (они крепятся на левом торце головки), снимите топливную рампу с топливными трубками и форсунками.
Отключите высоковольтные провода от свечей зажигания, а также разъемы датчиков температуры охлаждающей жидкости и уровня давления масла.
На ВАЗ -21083 дополнительно придется снять корпус вспомогательных агрегатов, датчик-распределитель зажигания и топливный насос.
Теперь снимите ремень ГРМ, после этого натяжной ролик, дистанционную шайбу и зубчатый шкив распредвала.
Открутите гайку крепления задней, которой крепится крышка привода ГРМ к головке блока цилиндров.
Снимите крышку ГБЦ.
При помощи крестовой отвертки ослабьте хомуты и по-очереди отключите все шланги с выпускного патрубка головки блока цилиндров.
Открутите 10 болтов крепления ГБЦ, используя шестигранник на «10».
Достаньте винты вместе с шайбами.
Теперь можно снять ГБЦ вместе с прокладкой.
Разбирая клапанный механизм, подложите деревянный брусок под тарелку клапана, который собираетесь рассухаривать.
Рассухарите клапан
Достаньте его из направляющей втулки ГБЦ.
Возьмите ключ на «13» и открутите на выпускном патрубке две гайки крепления.
Снимите прокладку и патрубок.
Сборка и установка головки блока цилиндров производится в обратной порядке.
Стержни клапанов и направляющие втулок смазываются моторным маслом.
Перед началом установки необходимо тщательно очистить поверхность блока цилиндров от грязи и масла, а также остатков старой прокладки.
Замена прокладки головки блока цилиндров осуществляется по двум специальным центрирующим втулкам.
Теперь можно установить крепежные винты и затянуть их в четыре приема по схеме указанной ниже.
Первая затяжка винтов производится с моментом — 20 Н.м (2 кгс. м);
Вторая — с моментом 69,4–85,7 Н.м (7,1–8,7 кгс. м);
Третья — дотяжка на 90°;
Четвертая — доворот винтов на 90°.